Современное строительство монолитных сооружений не обходится без специальных конструкций и вспомогательных элементов. Одним из таких является подъемно-переставная опалубка, область применения которой связана с возведением ядра жесткости высотных зданий и наружных стен. Главной особенностью такой конструкции является возможность проводить строительные работы сразу на большой площади. Одновременное перестановка подмостей и опалубочной системы в одном блоке убирает необходимость в ее промежуточном складировании во время перехода на новую захватку.
Из чего состоит подъемно-переставная опалубка
Как и любая другая опалубочная конструкция, подъемно-переставная опалубка собирается прямо на месте выполнения строительных работ и состоит из следующих основных элементов:
- внутренние и внешние опалубочные панели;
- навесные подмости, используемые для бетонирования;
- рабочая площадка;
- нижние подмости.
В конструкцию также входит механизм, позволяющие перемещать щиты опалубки в радиальном направлении и шахтный подъемник. Дополнительными (вспомогательными) элементами опалубочных систем в данном случае выступают ролики подвески, стяжки, болты, скобы и накладки, использующиеся для надежной фиксации конструкции на монолитном сооружении.
Рабочая площадка подъемно-переставной опалубки представляет собой жесткую диафрагму, которая крепится к подъемной головке. Ее устанавливают в нижней точке, после чего она может подниматься по шахтоподъемнику. В настиле присутствует кольцевое отверстие, которое необходимо для выпуска арматуры и успешной укладки бетонной смеси в опалубочную систему. По ходу подъема опалубки, длина окружности рабочей площадки уменьшается. Это происходит за счет использования лишних панелей и щитов.
Как осуществляется перемещение опалубочных щитов

При перестановке подмостей в данном типе опалубки используют специальные грузоподъемные механизмы, в большинстве случаев строительные краны. Для успешности выполнения строительных работ при этом должна быть выдержана последовательность выполнения этапов:
- демонтаж внутренних опалубочных панелей;
- отрыв от бетонной смеси наружных опалубочных панелей;
- извлечение оконных проемообразователей из конструкции;
- перемещение блока опалубки вместе с подмостями на новую захватку при помощи грузоподъемного механизма с последующей фиксацией;
- армирование монолитной конструкции для придания ей нужных прочностных и эксплуатационных характеристик;
- монтаж оконных проемообразователей, внутренних а затем и наружных опалубочных панелей.
Отметим, что анкерные элементы должны обеспечить надежную фиксацию и крепление всей опалубочной конструкции к готовому сооружению. Прочностные характеристики растворов монолитной конструкции при нагрузке анкерного узла можно посмотреть в документации поставщика опалубочных систем. Не допускается превышения допустимого уровня нагрузки, более того, он должен быть на 10-20% ниже.